О действующих программах НАТО в сфере IT, связи и в киберпространстве Digital Russia validccnet, dumpspincc

Научно-технический центр ФГУП «Главный радиочастотный центр» опубликовал отчёт об актуальных программах НАТО в области информационной и кибербезопасности.
Усилия альянса сосредоточены в следующих областях: сети пятого поколения, системы связи (с ориентацией на их применение военными), стратегические коммуникации (технологи влияния на общественное сознание), искусственный интеллект.
Технологии 5G
В области 5G НАТО сосредоточено на поиске решений для следующих проблем.
См. также: НАТО назвало 5G «задачей» своей организации наряду с Сирией и Афганистаном >>> 
Новые технологии связи
Программа по обеспечению спутниковой связи SATCOM (Satellite Communication) направлена на исследования в области сбора разведданных, разработку новых технологических решений для обеспечения связи. В частности, ведутся исследования возможности использования низкой околоземной орбиты (Low Earth Orbit, LEO) и расширения частотных полос без лучевых помех.
Проекты SATCOM связаны с модернизацией спутниковой связи, основанной на LEO, на высоте менее 2000 км, которая может предоставлять глобальный беспроводной доступ с повышенной скоростью передачи данных.
На системах LEO запущено несколько проектов, например, OneWeb и SpaceX для обеспечения бесперебойной связи.
Проводятся исследования совместного использования технологии массовых объектов с большим количеством антенн MIMO (Multiple input – Multiple output) и повторного использования частот.
Бюджет проекта до 2034 года составит около 1,1 миллиарда долларов.
Партнеры проекта: США, Франция, Италия, Великобритания.
См. также: НАТО объявило о готовности признать космос «оперативной областью» >>>
«Стратегические коммуникации»
В этой области НАТО реализует проект STRATCOM (Strategic Communication), который объединяет информационные и военные технологии для предотвращения кибератак и распространения дезинформации, и проведения этих действий в отношении противника.
Термин «стратегические коммуникации» может быть определён как набор слов, образов и символов, которые могут влиять на общественное сознание, а также способы их «доставки» населению.
В НАТО анализируют коммуникационные угрозы со стороны социальных сетей. Вывод состоит в том, что в социальных сетях непрерывно возникают лакуны одностороннего взгляда на события, ситуации и мнения. Разделение на группы единомышленников в социальных сетях способствует групповой поляризации, и побуждает членов группы к радикальной идеологической позиции или проявлению неприязни к членам других групп.
Исследуются возможности и влияние информационных кампаний других государств в социальных сетях. Например, в 2019 году опубликовано исследование о влиянии России (т.н. фабрики троллей Российского агентства интернет-исследований) на работу социальных сетей в США. В частности, проведено измерение степени ежедневной поляризации аудитории Twitter на основе «естественных» результатов и результатов, связанных с искусственной активностью, исходящей от Российского агентства интернет-исследований. Активность «подлинных» пользователей сравнивается с активностью «искусственных». Определяется время пика манипулятивного эффекта – он наступает через 3-10 дней после создания искусственной активности в сети.
Бюджет проекта в 2020 году составил около 800 миллионов долларов.
Партнёры проекта не указаны. Проект реализуется странами-участницами НАТО.
Искусственный интеллект
Для обеспечения кибербезопасности и предотвращения кибератак в различных областях НАТО ведёт проект Autonomous Intellectual Cybersecurity Agent (AICA). Планируется использование специальных киберагентов AICA, созданных на основе искусственного интеллекта и являющихся частью системы автономной киберзащиты ACyD (Autonomous Cybersecurity Defense).
Киберагент – это ПО, собирающее данные из доступного киберпространства и информационных систем, способное анализировать состояние системы и (или) ситуации, выявлять риски, вырабатывать план реагирования и выбирать действие для ликвидации ситуации угрозы – в частности, кибератаки.
Киберагенты будут иметь функции зондирования и идентификации (объектов и ситуаций), планирования и выбора действия, сотрудничества с человеком и формирования общей позиции, выполнения действия. Для исполнения каждой функции предусматриваются свои источники данных. Так, например, для функции зондирования и идентификации источниками будут текущее состояние среды; для планирования и выбора действия источниками будут картина среды, идентифицированная как проблемная, и наборы ответов для каждой ситуации.
Ожидается, что киберагенты смогут распознавать и уничтожать вредоносное программное обеспечение до момента его внедрения в систему. Участие человека в работе киберагентов будет незначительным или отсутствовать.
Партнеры проекта: NATO Science and Technology, Bulgarian Defense Institute, THALES Group (компания в области цифровой безопасности, аэрокосмических и космических технологий), StAGCyber (Агентство кибербезопасности и защиты данных, Евросоюз). Бюджет проекта не указан.
См. также: Генсек НАТО заявил об использовании искусственного интеллекта в военных целях >>>
validccnet dumpspincc